С помощью наливных судов осуществляют транспортировку наливных грузов, к которым относятся нефть и нефтепродукты, химические грузы, сжиженный газ и пищевые продукты: вино, молоко и т.д. В международных перевозках на данный тип грузов приходится около 50%, из которых 80% - перевозка нефти и нефтепродуктов.
К наливным судам относят танкеры – однопалубные или двухпалубные суда, в верхней части которых располагаются системы насосов и труб для перелива груза. Жидкость хранится в трюмах (в газовозах – в цистернах), которые разделяют перегородки и специальные узкие отсеки – коффердамы. Кроме того, для безопасности предусмотрены двойное дно, бока и особенные противопожарные системы. Погрузка и разгрузка происходит либо в море, либо у берега на большом расстоянии от линии земли.
Прообразом танкера в привычном нам понимании можно считать пароход «Зороастр», построенный по заказу «Товарищества братьев Нобель» в 1877 году. Он обладал грузоподъемностью 250 тонн и использовался для перевозки керосина по Каспийскому морю.
В мае 2020 года был спущен на воду нефтеналивной танкер «Владимир Мономах» - настоящий «гигант», превосходящий «Зороастр» по грузоподъемности в 456 раз! Это первый российский танкер класса «Афрамакс», предназначен для перевозки нефти в неограниченном районе плавания.
Сегодня танкеры являются огромным пластом всего мирового грузового флота, ежедневно перевозящего миллионы тонн наливного груза. По назначению суда делятся на несколько групп: